[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Гражданская война 1917-1922 » Бронеавтомобили во Владивостоке 1919-1920
Бронеавтомобили во Владивостоке 1919-1920
ХимикДата: Вторник, 03.07.2012, 15:53 | Сообщение # 1
Революционные события в России сделали ее крупнейшим местом боевого использования бронетехники того времени. Каждая из воюющих сторон имела в своем распоряжении бронепоезда и бронеавтомобили различных конструкций, часть из которых была собрана внутри страны, часть закуплена за рубежом.

Так, во Владивостоке на вооружении колчаковских войск имелись три бронемашины, притом заметно отличающиеся от наиболее распространенных на тот момент Фиатов-Ижорских и Остинов.

Существуют две версии происхождения этих броневиков. Согласно первой они были поставлены из США армии Колчака в числе остального закупленного вооружения. Вторая версия - броневики были изготовлены на одном из владивостокских судоремонтных заводов на шасси грузового автомобиля. Отдельные товарищи даже заявляют, что располагают документами о сборке этих бронеавтомобилей в мастерских Дальзавода


Два из трех броневиков были оборудованы спонсонами бочкообразной формы с горизонтальной прорезью, в которых размещались пулеметы системы Максим (Викерс). Прорезь закрывалась металлическим щитком и обеспечивала неплохую защиту пулеметчика.

Применение такой схемы имело свои плюсы - возможность суммировать огневую мощь в одном направлении, либо обстреливать одновременно разные секторы, однако только разнонаправленные. Минусом являлась невероятная теснота в корпусе (в машине помещались как минимум трое - водитель и два стрелка).
Третий автомобиль был построен на укороченном шасси и имел башенку, также оснащенную пулеметом Максим-Викерс. Все автомобили имели цельнолитые шины, что давало возможность продолжать движение вне зависимости от состояния резины.

Схема бронирования с использованием клепаных бронелистов простой формы характерна для того времени - недостатка в броне не было (американцы поставили в Россию достаточно материалов для сборки бронепоездов), а первая дуговая сварка была запущена на Дальзаводе только в конце 1920 года.

По всей видимости, базой для постройки броневиков послужили грузовые шасси американской фирмы Hurlburt, массово поставлявшиеся армии США и неоднократно замеченные на владивостокских улицах. По другой версии все три бронемашины "Дальзавод-ФИАТ" построены на "Дальзаводе" в 1919-ом году для белых сил на шасси "Американского-ФИАТа".

В 1918-1921 годы Владивосток представлял собой живую политическую карту - в городе располагались как войска стран Антанты, так и "приблудные" бойцы различных национальностей - американцы, канадцы, англичане, японцы, французы, итальянцы, турки, чехословаки, румыны, сербы, вьетнамцы (в составе французских войск), венгры, австрийцы, немцы и поляки.

17 ноября 1919 года чехословацский корпус во главе с Радолой Гайдой начал мятеж, направленный против колчаковских войск, поддержанный некоторыми воинскими частями Белой армии. На подавление мятежа с о.Русский была направлена Учебная инструкторская рота.

"Полковник Рубец прислал ко мне поручика Суражкевича с горнистом, передавая через них приказание о выводе отряда в район Вокзальной площади, решив встретить нас у вокзала. [...]
Полковник Рубец узнал, что:
1) расквартированный на Черной Речке (близ станции Океанская) батальон Морских стрелков вышел из повиновения офицеров. Один из офицеров там был убит солдатами. Этот батальон намеревается идти в город на помощь к гайдовцам, но
2) против этого батальона из города выслан броневой автомобиль"

Хартлинг К.Н. На страже Родины. События во Владивостоке. Конец 1919 г. — начало 1920 г. (1935)
Группа: Пользователи
Город: Хабаровск
Сообщений: 5
Статус: Offline
 
ХимикДата: Вторник, 03.07.2012, 15:54 | Сообщение # 2
Все шло к тому, чтобы продемонстрировать боевую мощь чуда военно-технической мысли. Однако тут в дело вмешался человеческий фактор.

"После отъезда Джонсона, на вокзальной площади появился броневой автомобиль, сделал несколько выстрелов из пулемета и быстро скрылся.
Это была провокаторская выходка штабс-капитана Чунихина и прапорщика Андреева. Чунихин должен был накануне задержать движение Морских стрелков, шедших со станции Океанская к гайдовцам. Он этого не сделал, доложив, что его бронеавтомобиль неисправен. Теперь же он вновь не выполнил приказания - вступить в распоряжение полковника Рубца, так как, по его словам, его пулемет "заело"."

Хартлинг К.Н. На страже Родины. События во Владивостоке. Конец 1919 г. — начало 1920 г. (1935)

«Еще до начала восстания предусмотрительно были вызваны из Благовещенска во Владивосток часть 35-го полка вместе с командиром Амурской бригады полковником Томилко, назначенным мною 15 ноября, ввиду несоответствия полковника Бутенко и его заместителя, и.д. коменданта крепости Владивосток. Кроме того, были вызваны 2 батальона инструкторской школы, батарея Уссурийского артиллерийского полка, батальон 32-го полка, рота гардемарин и броневой поезд «Калмыковец». Сверх того, приняли участие части, формирующиеся во Владивостоке: комендантская рота и отдельный егерский батальон моего штаба, 3 броневых автомобиля, сводная казачья сотня моего конвоя и 3 миноносцы - всего коло 1700 штыков, 100 сабель, 20 пулеметов, 4 орудия,1 бронепоезд, 3 бронеавтомобиля и 3 миноносца»
Из телеграммы генерала Розанова № 3153 от 19 ноября 1919г.

31 января 1920 года в результате переворота власть колчаковского наместника генерала Розанова была свергнута и сформировалось пробольшевистское Временное правительство Дальнего Востока - Приморская областная земская управа.

6 марта 1920 года Сергей Лазо становится заместителем председателя Военного совета Временного правительства Дальнего Востока — Приморской областной земской управы. Через две недели на улице Светланской проводится революционная манифестация.

Дальнейшая история Лазо печальна и общеизвестна. В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года члены Военного совета Приморской области Лазо, Луцкий и Сибирцев были арестованы японцами в здании Следственной комиссии правительства Приморской земской управы по ул. Полтавской, 3.

Броневик был захвачен японцами и оставлен на том же месте, возможно по причине выхода из строя, либо как стационарная огневая точка




По всей видимости эти фотографии последние, на которых засняты владивостокские броневики. Дальнейшая их судьба неизвестна. Буду рад комментариям и добавлениям, особенно насчет надписей на японских снимках.

Большое спасибо за предоставленную информацию пользователю ЖЖ le_professeur из сообщества shushpanzer_ru
Группа: Пользователи
Город: Хабаровск
Сообщений: 5
Статус: Offline
 
Форум » История » Гражданская война 1917-1922 » Бронеавтомобили во Владивостоке 1919-1920
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: